Консультации для воспитателей
Пенчук Людмила Константиновна
заведующий Грицевичского детского сада
Успехов в укреплении здоровья детей, их полнаценного физического и общего развития можно добиться только общими усилиями детского сада и семьи.
Первейшая задача такого единства – обеспечить безболезненное привыкание малыша к дошкольному учреждению в адаптационный период. Вместе с родителями необходимо объетивно оценить состояние здоровья ребёнка , физическое и двигательное развитие, спрогнозировать его возможное улучшение: наметить единые подходы к распорядку дня, питанию, одежде, организации условий для двигательной активности ребёнка.
Целью работы коллектива детского сада является обучение осознанному отношению к своему здоровью, так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент пирамиды здоровья, к вершине которой человек поднимается всю жизнь. Совместная работа с семьёй по формированию здорового образа жизни в нашем учреждении строится на следующих принципах:
- сиситематичность и последовательность работы;
- индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье;
- взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей;
- укрепление авторитета педагога в семье, а родителей - в дошкольном учреждении.
В работе с семьёй необходимо убеждать родителей , что любой ребёнок, даже родившейся ослабленным , может и должен стать физически крепким , гармонически развитым, а ослабленному и болезненному ребёнку закаливание более необходимо , чем зоровому, если приложить к этому совместные усилия, на конкретных примерах. Например наблюдение родителей за организацией закаливающих мероприятий в детском саду : полоскание ротиков холодной водой, чистка зубов, мытьё рук и лица холодной водой, ходьба босиком по дорожкам здоровья.
Кроме того , педагогу важно найти время для ежедневного обмена информацией о здоровье и самочувствии ребёнка в семье, в дошкольном учреждении. Источником информации для родителей служит родительский уголок . Содержание родительского уголка должно быть ярким и интересно представленным , чтобы родители увидели очередную маленькую задачу и пути её решения. В них как правило , отражаются вопросы , связанные с адаптационным периодом, с диагностикой здоровья, физического и двигательного развития детей, и наконец конкретные проблемы воспитания и развития. Для родителей мы используем такие темы: “Помогите детям полюбить детский сад”, “ Здоровье детей забота общая”, “Совместные занятия спортом детей и родителей”, “Какие существуют формы закаливания”, “Какой вид спорта выбрать для ребёнка”, “Без закаливания не обойтись”.
Познавательные занятия проводятся с приглашением родителей. Тематика таких занятий интересна и разнообразна:” Наши невидимые помощники”, “Чем мы дышим” и другие.
Лучшими формами сотрудичества с семьёй по вопросам двигательного, оздоровительного развития являются совместные физкультурные праздники, досуги, дни здоровья, малые олимпийские игры , дни открытых дверей, где родители имеют возможность присутствовать на утренней гимнастике, могут понаблюдать за организацией сна, закаливающих мероприятий, организацией питания.
Физкультурные досуги и праздники способствуют решению образовательных и воспитательных задач, совершенствованию двигательных умений, пропаганде физической культуры среди населения.
Физкультурный досуг проводится в помещении и на воздухе, а физкультурный праздник, “Малые олимпийские игры” большинство на улице ( на участке детского сада, на школьном стадионе).
Весьма интересно проводить досуг под названием “ Физкультурная пятница”. Как известно к концу недели у человека накапливается утомление. Особенно это касается детей. Как бы прекрасным ни был детский сад, дети устают от него. Активный отдых с использованием физических упражнений , игр, весёлых развлечений совместно с родителями поможет снять усталость и оставит в памяти детей и родителей положительную доминанту мышечной радости.
Подготовку к физкультурному празднику нужно начинать заранее. Её осуществляет весь педагогический коллектив , родительский комитет. Содержание физкультурного праздника во многом зависит от сезона, условий в которых он проходит. Поддержанию праздничного настроения педагоги используют “ сюрпризный “ момент. Сюрпизные моменты могут произвести, родители, школьники, приглашённые.
Очень оживляют праздник выступления детей с мячами, с ленточками и другими предметами. Большое оживление вносят игры с элементами соревнования, эстафеты, разные виды спортивных упражнений и спортивных игр совместно с родителями. Праздник нужно начинать точно в назначенное время. Не следует допускать нарушения режима жизни детей.
Большой сюрприз выражает главную идею праздника или является самым весёлым его моментом , особенно если связан з раздачей подарков или угощения детям родителями.
Дни здоровья призваны содействовать оздоровлению детей и предупреждению утомления. В эти дни отменяются все учебные занятия, активизируется двигательная деятельность детей, организуются самостоятельные игры, музыкальные развлечения.
День здоровья нужно начинать с утреннего приёма детей, но в необычной форме. Детям и родителям предлагаем различные весёлые задания, это загадки про спорт, полоса препятствий и другие.Утренняя гимнастика проводится также необычно. В ней учавствуют сказочные персонажи. В первую половину дня включаем просцейшие подвижные игры и упражнения на воздухе, соревнования, конкурсы.
Дети - будущее общества, здоровые дети - надёжное будущее. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять здоровье, если будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни , то можно надеятся , что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно,но и физически.